Експрес-консультація

Наш телефон: (067) 362-26-26

Невезіння — найчастіше покарання за дурість.
Грасіан Бальтасар

Новини оціночної компанії Аверті
Преса про нас

Сегмент «доходных домов» вновь может стать популярным в Киеве – комментарий эксперта Т.Павлюк

17.03.2010 г.
Доходным в прошлом считался, как правило, жилой дом, квартиры в котором сдавались постояльцам на длительный срок – от нескольких месяцев до нескольких лет. Даже в кризисный период спрос на аренду качественного жилья оставался довольно стабильным. Поэтому, если в прошлом доходный дом был неотъемлемым сегментом рынка недвижимости, то, как утверждают эксперты, на сегодняшний день у него есть неплохие шансы вновь стать популярным. Об этом Building.ua сообщила собственник и генеральный директор оценочной компании «Аверти» Татьяна Павлюк.

«Наемные квартиры есть основным жильем для горожан во многих странах. По различным данным, в съемных квартирах в Европе проживает от 40 до 60% населения. Поэтому строительство и эксплуатация доходных домов есть весьма стабильным и доходным бизнесом. Доходные дома строятся для людей с различной покупательской способностью. И в Украине такие проекты вполне могут быть успешными, для этого есть все предпосылки», - прокомментировала эксперт.

Как сообщила Т. Павлюк корреспонденту Building.ua, «одним из первых доходных домов в современном Киеве стал в 1992 г. общий проект австрийского Raiffeisen Bank и Киевской городской государственной администрации, возведенный по ул. Большой Васильковской. Изначально 80% площадей дома оборудовали под квартиры (для сдачи внаем дипломатам и руководителям представительств иностранных компаний), а другие 20% – под офисы. Но рыночная конъюнктура внесла свои изменения в планы инвесторов - дом так и не стал доходным в классическом понимании, а превратился в международный офисно-гостиничный центр, в котором только 15% площадей предоставляется в аренду как жилье».

Эксперт отметила, что пока рано говорить о возрождении такого сегмента рынка недвижимости. Есть единичные проекты, реализованные в курортных зонах (Крым, Прикарпатье). «Также в прессе еще недавно были озвучены планы одной из ведущих девелоперских компании о развитии сети сервисных апартаментов в регионах: Харькове, Одессе, Днепропетровске. Это говорит о том, что, несмотря на все сложности реализации первых проектов, девелоперы видят этот рынок перспективным и не собираются останавливаться на достигнутом», - отметила собственник компании.

При этом она сказала, что в Киеве пока не существует и проекта подобной недвижимости. «А ведь от такого сотрудничества в выиграше были бы все. И очередники, существенно и сразу улучшив условия всоего проживания; и городской бюджет – получив дополнительный источник дохода в виде стабильной прибыли и дополнительного и так необходимого маневренного жилого фонда. При этом главной, конечно, остается социальная функция», - резюмировала Т. Павлюк.

Источник: Портал building.ua, 2 сентября 2010 г.
 

Продать – не проблема?

08.02.2010 г.

В связи с закрытием бирж стало непонятно, как законно и недорого оформить договор купли-продажи подержанного автомобиля. Чтобы выяснить это, мы решили «продать» редакционную машину.

В ступление в силу с июня 2010 года Закона № 2275 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» вызвало изрядный переполох на вторичном автомобильном рынке. Кто-то заговорил о полном параличе сделок по купле-продаже б/у машин, кто-то – о желающих нажиться чиновниках и «ненасытных» нотариусах...

Биржи долой!

Суть изменений, внесенных новым законом, заключается в том, что продажа бывших в употреблении автомобилей через товарные биржи теперь невозможна. На практике это означает: биржевые договоры, в которых стоимость Lexus могла составить 100–1000 грн., канули в Лету. Почему так важно было зафиксировать низкую цену продажи (формально – согласованную между продавцом и покупателем)? Потому что с нее начислялся подоходный налог, который обязан уплатить продавец (15% от цены машины). Преимуществом биржевой продажи было отсутствие обязательного требования оценки автомобиля. Таким способом пользовались 90% всех продавцов. На основании биржевого договора машина ставилась на учет новым владельцем. На услуги биржи при этом требовалось 300–500 грн.

Еще два способа составления договоров о продаже автомобилей существовали и раньше, и их никто не отменял. В первую очередь речь идет об оформлении договора у нотариуса. Эта процедура происходит на основании акта оценки автомобилей сертифицированной компанией. Но среди автовладельцев распространяются слухи, что нотариусы не желают оформлять сделку под 1% подоходного налога и 1 или 5% госпошлины (такой размер налога предусмотрен при первой продаже машины – родственнику или чужому человеку соответственно), а требуют платить 15% подоходного налога, что делает продажу совершенно нерентабельной. Причем требование об уплате данной суммы якобы зиждется на том, что у нотариусов нет возможности проверить, первая это продажа в году или нет, так как базы таких данных не существует.

Следующий путь реализации машины – через автосалон. Он либо выкупает автомобиль у продавца для его продажи через систему трейд-ин, либо выступает площадкой для его хранения на время поиска покупателя («комиссионка») и оформляет справку-счет.

VW Polo Чтобы законно снять с регистрации и продать такую машину (VW Polo), понадобится целый день и около $1000 на двоих – продавца и покупателя (с уплатой всех налогов).

All inclusive

Как и во времена бирж, МРЭО окружены плотным кольцом посредников, готовых за символическую плату ускорить процесс снятия и постановки автомобиля на учет, оформления договоров купли-продажи, справок-счетов и прочих сопутствующих документов. Попасть на «схему» нам повезло в первой же «будке». Наша легенда: мы продаем VW Polo за $10 тыс.

Молодой человек, представившийся Игорем (имя изменено), прикидывает стоимость полного пакета услуг: от $1000. All inclusive на двоих – продавца и покупателя – включает в себя снятие с учета, постановку на учет, оценку, справку-счет, все формальные платежи в бюджет (на деле – только 3% ПФ) и, собственно, заработок посредника. Кроме того, учтены «расходы, о которых вам знать не следует». «Вы же понимаете, что я зарабатываю немного, значительная часть идет на взятки сотрудникам МРЭО. Точную сумму назвать невозможно: один гаишник на смене – цена одна, другой – другая», – рассказал нам Игорь. «Бонус» участия в такой схеме – экономия времени. Если «легальный» процесс снятия и постановки на учет занимает до двух полных рабочих дней, то Игорь обещает все провернуть с утра до вечера одного дня.

По нашим наблюдениям, перерегистрировать машины в субботу на одно из столичных МРЭО приехали 20–30 человек. В будние дни активность здесь почти не падает.

Справки-счета

В Интернете мы обнаружили еще несколько компаний, которые всячески критикуют работу нотариусов и предлагают свои услуги (от 1000 грн.) по предоставлению справки-счета. В ней стоимость автомобиля будет начинаться от 1000 грн., а оценка не потребуется. Вся же процедура, как обещают, займет 15 минут.

По данной схеме, уверяет генеральный директор Всеукраинской ассоциации импортеров и дилеров Олег Назаренко, работают некоторые «серые» дилеры и комиссионные автоплощадки. «Автомобиль снимается с учета. Продавец и покупатель посещают «серого» дилера, где на имя покупателя за 1250–1500 грн. выписывается справка-счет. При этом дилер, пытаясь сохранить законность операции, обязывает продавца оплатить через банк 15% налога на доходы физлиц с суммы, указанной в справке-счете (не менее 1000 грн.). Такие фирмы зарабатывают деньги, как «бабочки-однодневки», – до правового урегулирования ситуации. Они зарегистрированы на подставных лиц и, конечно, имеют «крышу» в силовых структурах. Но с 19 июля 2010 г. на требование служебной телеграммы Департамента ГАИ начаты системные проверки относительно выявления фактов выписки подобных справок-счетов», – сообщил г-н Назаренко в письме членам ВААИД.

«Экономить» при оформлении сделки, занижая стоимость авто, – способ рискованный как для оценщика, так и для покупателя (продавца). Весьма вероятно в дальнейшем встретить «непонимание» со стороны налоговиков. Один из новых вариантов – оформление купли-продажи по справке-счету при помощи специально созданных компаний. Некоторые из них сегодня на свой страх и риск оформляют документы с заниженной стоимостью авто (например, 200 грн., с которых и начисляется подоходный налог – 15%). Но такую компанию может проверить налоговая, которая выдвинет требование к продавцу об уплате недостающих денег в бюджет», – говорит генеральный директор оценочной компании «Аверти» Татьяна Павлюк.

Получить справку о том, что вы продаете машину впервые в году, можно двумя путями. Во-первых, в ГАИ, во-вторых – написав «признание» нотариусу.

Не так страшен нотариус

Практически на территории МРЭО располагается нотариальная контора. В предвкушении «обдирания как липки» натыкаемся на список документов и суммы расходов, которые придется понести, чтобы мирно передать свой автомобиль «в хорошие руки». Продавцу нужно предоставить документы о снятии машины с учета, акт оценки эксперта, а также свои паспорт, идентификационный код и согласие супруга на отчуждение автомобиля.

Расходы следующие. Во-первых, обязательная госпошлина – 5% от суммы, указанной оценщиком (или 1%, если машину покупает близкий родственник). Во-вторых, услуги нотариуса – от 1000 до 1500 грн. Сюда входят разнообразные выписки из реестров движимого имущества, отягощений, налоговых залогов, внесение договора купли-продажи в реестр, стоимость гербовых бланков. Дополнительно оплачивается заверение согласий супругов на продажу автомобиля (150 грн. каждый документ). В-третьих, налог на доходы физлиц – 1% в случае первичной продажи и 15%, если это уже вторая, третья и т. д. машина в году, от которой вы избавляетесь.

На этом этапе развенчивается самый устойчивый миф о нотариусах: выяснить, сколько раз вы продавали авто, можно! Для этого достаточно обратиться в центральный офис ГАИ (в Киеве – ул. Семьи Хохловых, 5) и получить информацию из базы данных МВД. Стоимость такой справки – 300 грн. Но можно еще дешевле! «Вы пишете под честное слово заявление о том, что у вас это первая продажа. Заверить такой документ обойдется в 100 грн. Нотариусу все равно, солгали вы или нет. Но когда все данные будут переданы в налоговую и обман раскроется, проблемы возникнут в первую очередь у вас», – рассказала помощник нотариуса.
Таким образом, процедура нотариального заверения не так страшна и дорога, как может показаться. Единственным ее отличием от биржевой сделки является более реальная оценка автомобиля, поскольку нотариус ведет расчеты по актам оценщиков.

Если предположить, что наш Polo оценивают чуть ниже рыночной стоимости (например, в 64 тыс. грн.), общие расходы составят: 150 грн. (оценка) + 3,2 тыс. (5% пошлины) + 640 грн. (1% подоходного налога) + 1500 грн. (услуги нотариуса) + 300 грн. за справку в центральном офисе ГАИ. Если прибавить еще 400 грн. за обязательные услуги ГАИ, 400 грн. за страховку и 3% взноса в ПФ (1,92 тыс. грн.), получится 8510 грн. на двоих – продавца и покупателя. Как правило, услуги по оформлению документов стороны оплачивают поровну, а налоги платит каждый свои: продавец – подоходный и платежи при снятии с учета, покупатель – в Пенсионный фонд и затраты МРЭО за постановку на учет.

Конечно, многие нотариусы действительно перестраховываются и заставляют платить государству 15% подоходного налога. Но если «АЦ» быстро удалось найти нотариуса, который готов принимать платежку на 1%, то почему этого не смогут сделать наши читатели?

Для обычных автомобилистов с введением новых правил ситуация хоть и ухудшилась, но не критично. Законно оформить куплю-продажу авто реально самому.

Рынок жив!

Наша экскурсия в прилегающие к МРЭО кварталы оставила как минимум два ярких впечатления. Во-первых, ни о каком застое вторичных продаж автомобилей не может быть и речи. Это подтверждает увесистая папка заверенных договоров у нотариуса при МРЭО, а также количество людей и машин возле этого милицейского подразделения в обеденное время субботы.

Во-вторых, исходя из того, что реальная стоимость процедуры пере­оформления автомобиля через нотариуса и «комиссионку» практически не отличается или отличается мизерно, можно предположить, что слухи о недобросовестных нотариусах и (что гораздо важнее) невозможности проверить «первичность» продажи машины распространяются самими организаторами «новых бирж», иногда именующих себя также «торговыми палатами». На самом деле единственная проблема – найти нотариуса, готового принять платежку на 1% подоходного налога. Но если хочется сэкономить, то придется выделить час-другой на обзвон нотариальных контор и выяснение их позиции по этому поводу. Тем более что реестр первичных продаж есть в ГАИ.

В-третьих, генеральная доверенность, с помощью которой, как предполагалось, будут оформляться все сделки на вторичном рынке, – тоже не лучший вариант (хоть и решает проблему затрат). «Гендоверенность – это неполноценный переход права собственности на авто. Она, как правило, оформляется на срок до 5 лет. И если вы покупаете автомобиль у чужого человека, то нет уверенности в том, то доверенность не будет отозвана. К тому же, если «продавец», например, умрет, то право на авто наследуют родственники, если разведется – супруг может требовать имущество. Кроме того, не факт, что машина не находится под залогом или не может быть изъята в качестве обеспечения другого долга», – отмечает Татьяна Павлюк. «Опасность для продавца в том, что штрафы за нарушение ПДД будут приходить на его имя; еще одна его «головная боль» – ДТП и ответственность перед третьими лицами. Да и налоговый инспектор может прийти и потребовать уплатить 15% подоходного налога, когда сделка наконец состоится», – добавил г-н Назаренко.

«Темная» схема

По информации «АЦ», сегодня $1000 – усредненный тариф за услуги так называемых посредников независимо от марки и модели автомобиля (кроме премиум-авто и внедорожников). Объяснить, как они работают, мы попросили одного из представителей такого агентства. По его словам, у него есть определенные договоренности с сотрудниками МРЭО. В отличие от предыдущей практики, когда сделку могли «оценить» и в 10 грн., теперь меньше 1000 грн. машины «не стоят». «Вот ваш «Фольксваген», скорее всего, оценят в 4-4,5 тыс. грн. Подоходного налога «на месте» за эту сделку платить не нужно», – приоткрыл посредник особенности профессиональной «кухни». Важное отличие этой откровенно криминальной схемы от работы уже не существующих бирж в том, что сотрудник МРЭО, который должен проверять реальность оценки автомобиля при постановке его на учет (и, соответственно, суммы отчислений в Пенсионный фонд покупателем), по словам менеджера, закрывает на это глаза. Мы решили вычислить заработок такого агентства, вычтя из $1000 все легальные расходы, которые и так пришлось бы понести. В первую очередь – около 400 грн. официальных услуг ГАИ (от осмот­ра и официальной оценки до «прогона» автомобиля по базам Интерпола). Еще около 800 грн. уйдет на формальные налоги и сборы (предположим, что подоходный все же нужно будет заплатить). Остается 6,4 тыс. грн. Если даже половина этих средств уйдет на взятки сотрудникам МРЭО, то куш посредника очень даже неплох. Однако риски, которые влечет за собой участие в такой схеме, сегодня не выглядят призрачными. Согласно ст. 212 УК Украины штраф за уклонение от уплаты налогов – от 5,1 до 8,5 тыс. грн. В лучшем случае 850–1700 грн. дополнительно «светит» за участие в мошенничестве, организованном группой лиц. В худшем – два года исправительных работ или три года лишения свободы.

Оценка не занижена?

Чтобы понять, можно ли «договориться» с оценщиками, мы попросили помощника нотариуса при МРЭО назвать суммы, в которые оценивались автомобили в заверенных в последнее время договорах. Вот что выяснилось. ВАЗ-2106 1991 г. оценен в 13 тыс. грн. (цена в каталоге «Автобазар» – от 13 до 22 тыс. грн.), ВАЗ-2103 1980 г. – 10 тыс. грн. (10–15 тыс. грн.). Ford Fiesta 2008 г. – 66,5 тыс. грн. (75–96 тыс. грн.) Citroёn C3 2006 г. – 45 тыс. грн. (72–84 тыс. грн.), Audi A6 1996 г. – 73 тыс. грн. (70–88 тыс.). То есть оценщики выставляют сумму несколько ниже рыночной стоимости, хотя, возможно, за дополнительную плату (официально оценка машины стоит 150 грн).

Раходы при продаже б/у автомобиля ценой $10000
НотариусНотариус«Новая» биржа«Старая» биржа Трейд-ин Генеральная доверенность
 (продаем родственнику) (продаем чужому)      
1-я продажа в году 3350 грн. 6350 грн. 8000 грн. до 1500 грн. 5-6 тыс. грн. до 1000 грн.
2-я продажа в году 13550 грн. 16550 грн. 8000 грн. до 1500 грн. 5-6 тыс. грн. до 1000 грн.
Расчетная стоимость: 75 тыс. грн.* Расчетная стоимость: 75 тыс. грн.* Расчетная стоимость: 4,5 тыс. грн.* Расчетная стоимость: 100 грн.* Расчетная стоимость: 75 тыс. грн.* Расчетная стоимость: не имеет значения*
 Учтено: расходы ГАИ – 400 грн., оценка – 150 грн., услуги нотариуса – 1% пошлины (750 грн.) + 1000 грн., подоходный 1% – 750 грн. или 15% – 11250 грн., справка ГАИ о первичной продаже (для 1-й продажи) – 300 грн. Учтено: расходы ГАИ – 400 грн., оценка – 150 грн., услуги нотариуса – 5% пошлины (3750 грн.) + 1000 грн., подоходный 1% – 750 грн. или 15% – 11250 грн., справка ГАИ о первичной продаже (для 1-й продажи) – 300 грн.Учтено: расходы ГАИ – 400 грн., оценка – 150 грн., взнос покупателя в ПФ – 3% (135 грн.), прибыль посредника, взятки сотрудникам МРЭОУчтено: расходы ГАИ – 400 грн., оценка – 150 грн., стоимость справки - счета 500 грн., подоходный налог 15% (15 грн.)Расходы зависят от способа, по которому будет оформляться продажа, + комиссионные салона за поиск покупателя и стояночные услугиУчтены только расходы на заверение документа и сопутствующих бумаг (долговых расписок, поручительств и проч.) нотариусом
*Расчеты для VW Polo

Источник: Автоцентр: №32, 4 августа 2010 г.