Експрес-консультація

Наш телефон: (067) 362-26-26

Дітей обманюють солодощі, дорослих — клятвами.
Френсіс Бекон

Новини оціночної компанії Аверті

Оценка недвижимости в Украине

Как известно, с 1 ноября 2013 года в силу вступили новые правила оценки имущества.
Как рассказал СтройОбзору эксперт Открытого Клуба Независимых Оценщиков Вячеслав Незваный, в ходе подготовки к их внедрению в разных СМИ высказывались противоположные точки зрения о целях нововведений и результатах, к которым новый порядок оценки приведет. Согласно одной точке зрения – новый порядок оценки направлен на монополизацию рынка услуг по оценке и усилению коррупционной составляющей. По заявлениям другой стороны, новый порядок, наоборот, создает дополнительную конкуренцию на рынке и устраняет коррупцию. Чтобы разобраться в том, что же на самом деле представляет собой новый порядок, рассмотрим всю схему взаимодействия Субъектов оценочной деятельности (СОД) с клиентами в том виде, в каком она сложилась по состоянию на вторую половину января 2014 года.

В общем виде действующую на сегодня схему можно представить в следующем виде:

Как видно из схемы, в центре находится организация ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности". Данная организация находится в центре схемы потому, что является владельцем нескольких патентов на литературные произведения и программные продукты. Видимо, в силу невероятной случайности и удивительного совпадения, формулировки запатентованных указанным "институтом" продуктов практически идентичны формулировкам требований, указанных в Постановлении Кабинета Министров от 04.03.2013г. № 231 "Деякі питання проведення оцінки для цілей оподаткування та нарахування і сплати інших обов’язкових платежів, які справляються відповідно до законодавства" и соответствующих Приказах ФГИУ, соблюдение которых является обязательным для получения Сертификата на право оценки для целей налогообложения. Кроме того, ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности" является разработчиком и, соответственно, владельцем программного комплекса "Оценка 1.0". Это еще один атрибут, являющийся обязательным для получения Сертификата СОД для целей налогообложения. Таким образом, сложилась ситуация, при которой без заключения Договора на использование литературных произведений и программных продуктов, запатентованных указанным "институтом", получить Сертификат СОД для целей налогообложения невозможно. Фонд Госимущества на удивление строго охраняет коммерческие интересы данной коммерческой организации и не позволяет никому не только отказаться от использования, в общем-то, ненужных атрибутов, но даже отвергает любые альтернативные разработки, которые могли бы поколебать монополию ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности".

СОД "П" в данной схеме – это СОД, получившие право на проведение оценки для целей налогообложения на основании Постановления Кабинета Министров от 04.03.2013г. № 231 "Деякі питання проведення оцінки для цілей оподаткування та нарахування і сплати інших обов’язкових платежів, які справляються відповідно до законодавства" (также в прессе их называют "Постановочные СОД", "СОД НО" и т.п.).

СОД "З" – тоже СОДы, но которые получили право на проведение оценочной деятельности на основании Закона Украины "Про оцінку майна, майнових прав та професійну оціночну діяльність в Україні" (соответственно, их еще называют "Законные СОД", "Старые СОД" и т.п.).

Рассмотрим, как данная схема работает. Первое, на что нужно обратить внимание, так это на то, что СОД "П" только на бумаге имеют право на проведение оценки. На самом деле, всю оценку проводит непосредственно ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности" используя указанное выше программное обеспечение "Оценка 1.0". Поскольку оценщики для налогообложения готовились в ускоренном режиме, без всяких стажировок или иных видов практического обучения, им на практике не доверяется даже процесс нажимания на кнопки, без которого программный комплекс "Оценка 1.0" работать не может. Поэтому, а также еще по некоторым причинам, СОД "П" выполняют исключительно посреднические функции. Их задача принять заказ от клиента, переправить полученные данные о клиенте и его имуществе в ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности", после чего получить по почте отчет и передать отчет об оценке клиенту. Самое странное в этой схеме то, что печать и подпись в отчете об оценке ставит именно СОД "П", несмотря на то, что данные отчеты ими не делались. Но, как известно, ответственность несет лицо, которое подписывает документ, а не то, которое такой документ составляет. Очевидно, схема организации документооборота выстроена именно таким образом для того, чтобы всю ответственность, вплоть до уголовной, за результаты оценки брали на себя те мальчики и девочки, которых на недельных курсах быстренько "обучили" и предоставили им право ставить свои подписи под документами, влияющими на наполнение бюджета Украины. При этом, ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности", который на самом деле данные отчеты готовит, никакой ответственности за результаты своей работы не несет, официально в оценочной деятельности никакого участия не принимает и не зарегистрирован в качестве Субъекта Оценочной Деятельности. Здесь следует добавить, что до 80% средств, уплачиваемых Заказчиком оценки за услугу по оценке имущества, уходит на счета именно ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности" в качестве оплаты за использование тех самых литературных произведений и программных продуктов, на которые данный "институт" получил патенты.

Тем не менее, как выяснилось после вступления в силу 01.11.2013г. данной схемы, даже с этими несложными функциональными обязанностями СОД "П" справиться не могут. Поэтому, в течение последних двух месяцев, подавляющее большинство СОД "З" неоднократно получали и продолжают получать приглашения стать еще одним посредническим звеном в данной цепочке и занять место между Заказчиком оценки и СОД "П". Как видим, цепочка посредников все увеличивается и увеличивается. И естественно, что каждое звено в данной цепочке работает не за "спасибо", а за вполне конкретное денежное вознаграждение. Вот почему сегодня, несмотря на жесткое требование Фонда Госимущества держать до 01 февраля 2014г. цену на уровне стоимости, действовавшей до 01 ноября 2013г., это требование уже не выполняется. На сегодняшний день, несмотря на официальный тариф в 300 грн., Заказчику приходится платить в 2-3 раза больше. Причем, разницу приходится оплачивать, в основном, "наличкой".

Что еще показательно в данной схеме, это то, что обратиться напрямую в ПОГ "Украинский институт управления качеством в оценочной деятельности", чтобы заказать оценку без посреднических накруток, невозможно: данный "институт" не имеет Сертификата СОД и, соответственно, права на проведение оценки. Следовательно, без посредников никак. А функции посредников ограничиваются приемом заявки на оценку и выдачей отчетов. Соответственно, если Заказчик оказался неудовлетворен работой СОД, в который он обратился, найти того, кому предъявить претензии по поводу некачественной услуги, будет просто невозможно.

Таким образом, основываясь на описанной структуре взаимодействия оценщиков, каждый может сделать самостоятельный вывод о том, какие цели преследовались при введении нового порядка оценки имущества и какие результаты данное новшество принесло.

При этом, поскольку оценка для целей налогообложения проводится с использованием программного продукта, такую программу легко обмануть. Известно, что используемый программный комплекс "Оценка 1.0" ориентирован на информационные объявления, размещенные на сайтах рекламных объявлений. Чтобы ввести программу в заблуждение, нужно просто заблаговременно разместить на используемых данной программой сайтах несколько объявлений о продаже имущества, похожего на то, которое Вам предстоит оценивать. Данные объявления попадут в базу данных программного комплекса, а когда потребуется – будут использованы для оценки Вашего имущества. Чтобы реализовать данный метод – достаточно знать, какими именно рекламными сайтами пользуется программный комплекс (а эту информацию не сложно найти в сети Интернет) и не забывать обновлять свои объявления на протяжении 2-3 недель. Сэкономить слишком много вряд ли удастся, но компенсировать снижением величины платежей в бюджет возросшую стоимость услуги – получится. Тестирование описанного метода путем заказа оценки объекта, расположенного в одном из областных центров Украины, дало возможность получить "оценочную" стоимость такой, которая, примерно, в 10 раз ниже "рыночной" стоимости оцениваемого объекта. Стоит отметить, что данное тестирование проводилось в условиях осведомленности о том, с каких именно сайтов используется информация, по каким критериям программа  подбирает или может подбирать объекты. Непрофессионалу вряд ли удастся снизить стоимость так сильно, но в два раза – абсолютно без проблем.

Мы, естественно, не призываем граждан Украины использовать ухищрения, хоть и не запрещенные Законом, но наносящие вред бюджету страны. Лишь пытаемся обратить внимание власти на то, что внедряемая схема оценочной деятельности является крайне уязвимой и ничего, кроме роста цен на услуги оценки и роста коррупции при оказании услуг по оценке, государству не принесет.
Источник